?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хамский рай

Московская Олимпиада восьмидесятого года осталась в памяти метрополитеновским назиданием на двух языках:  -У нас принято уступать места пожилым и людям старшего возраста. На русском - для русских, ну а на нерусском - для, естественно,  нерусских.

Для хамоватых американцев, французов всяческих невоспитанных и прочих отбросах загнивающего запада. Им ведь не напомни, они и не уступят. А у нас принято уступать. Причём лучше добровольно.

И как-то неловко было в декларативно хлебосольной Москве за эту показушную культуру, прямо как в детском стихотворении тех времён: -...в гости заходите!   Сапоги снимайте, суки!   Чистоту блюдите!

С тех пор прошло много лет, и я замечаю интересную тенденцию - чем менее охотно молодой человек уступал своё место тогда, тем настойчивей он претендует на вакансию в зрелом возрасте.

Классический пример вы найдёте в пригородной электричке, где здоровая сорокалетняя бабища  толстым пузом буквально по носу елозит какому-нибудь суптильному заморышу, случайно ставшему счастливым обладателем сидячего места. Мол, уступи! А на него смотреть-то больно, коль встанет - в обморок!

 Нет правил, регламентирующих порядок взаимоуступок, а коль нет правил, жирует хамство.. А те, кто всю жизнь уступал, и состарившись будут привычно топтаться с ноги на ногу  в общественном транспорте и в учреждениях социальной защиты, не смея даже глаза поднять от пола...


Comments

( 29 comments — Leave a comment )
maryka84
Oct. 15th, 2009 07:04 pm (UTC)
В том, что человек раньше не уступал и требует, чтобы ему уступали сейчас, нет ничего удивительного: просто сказывается, как он ставит себя и свои интересы с интересами других людей, в том числе и с некоторыми негласными правилами. Было у него в 20 лет свое "Я" на первом месте - и через 20 лет с большой вероятностью будет то же самое.
Не соглашусь я в другом: необязательно все, кто уступает (и вообще, ведет себя коректно), "не смеет глаза поднять от пола"... Скорее всего, это просто люди, напуганные как раз этим хамством, или испытывающие какое-то чувство безысходности, что ли... Я к тому, что не хамить самому и страдать от действий чужого хамства - вообще, разные вещи, вот только, к сожалению, не у всех хватает сил отделять второе действие от первого. Отсюда и имеем то, что Вы описали(((((
aviacomment
Oct. 15th, 2009 07:17 pm (UTC)
это просто люди, напуганные как раз этим хамством
Думаю не напуганные, а не желающие конфликтовать по мелочам. Хотя отчасти и напуганные.
maryka84
Oct. 16th, 2009 06:22 am (UTC)
Re: это просто люди, напуганные как раз этим хамством
Да, есть и такое. Главное, тобы нежелание конфликтовать по мелочам не переросло в нежеление конфликтовать вообще (в том числе, по сущестенным поводам) и в принцип "не высовывайся"...
maryka84
Oct. 16th, 2009 06:26 am (UTC)
опечатка((
так, во втором случае слово "конфликтовать" в значении "отстаивать точку зрения"))
aviacomment
Oct. 16th, 2009 06:46 am (UTC)
принцип "не высовывайся"...
Точно перерастёт! Идеологи в СССР не были идиотами. Они создали мощный механизм обламывания людей. В первую очередь это армия. Добровольно уступать кому-то то, что по праву принадлежит тебе, воспитывалось в электричках и метро...
maryka84
Oct. 16th, 2009 07:18 am (UTC)
Re: принцип "не высовывайся"...
Самый ужас начинается в ситуации, когда руководитель (в армии, на производстве, в институте...) воспитан на таком принципе и сам начинает раздавать то, что по идее, принадлежит ему (его отделу и т. д.), стоящим выше. Получается, что от отсутствия внутреннего стрежня (который как раз отвергал бы это "невысовывание") страдает не только он, но и все его подчиненные, многие из которых и рады бы где надо свою точку зрения отстоять, не отдать свое чужому дяде, а все уже решено за них, и у них просто формально нет полномочий, чтобы прекратить такое безобразие((
aviacomment
Oct. 16th, 2009 07:33 am (UTC)
Re: принцип "не высовывайся"...
Именно так! Это и была построенная в СССР СИСТЕМА.
ment52
Oct. 15th, 2009 07:06 pm (UTC)
Весьма точно схвачено
concretum
Oct. 15th, 2009 08:14 pm (UTC)
Забавно, но в некоторых странах, не буду показывать пальцем, не принято уступать место пожилым людям и женщинам не потому что не принято, а потому что тем самым вы якобы подчеркиваете свое превосходство над ними. От ярой феминистки, кстати, вообще реально по ушам схлопотать.
aviacomment
Oct. 15th, 2009 08:29 pm (UTC)
в некоторых странах, не буду показывать пальцем, не при
А по мне, так это честнее и лучше. Как демократия. Отвратительно. Но всё остальное ещё хуже.
s76mikle
Oct. 16th, 2009 12:52 am (UTC)
я сижу в электричке
весь субтильный такой
меня давят грудЯми
меня топчут ногой

мне под сорок бабища
тычет в нос животом
бьёт по темю грудищей
обзывает скотом

хоть я хил как уклейка,
можно пальцем сломать,
не сойду со скамейки,
раздери вашу мать!

:)))
concretum
Oct. 16th, 2009 04:13 am (UTC)
:)))
Супер!

Жаль что вы так мало пишете :)
maryka84
Oct. 16th, 2009 04:26 am (UTC)
Класс! :)
aviacomment
Oct. 16th, 2009 05:15 am (UTC)
бьёт по темю грудищей
100% в тему! :)))
pomidorisgogo
Oct. 16th, 2009 02:44 am (UTC)
Ну, для полной чистоты эксперимента, надо годами следить за отдельно взятой неуступающей особью.
Но в принципе, первый комментатор права – в их действиях присутствует конкретная логика, а стало быть нетрудно спрогнозировать поведение "неуступленца" в далёком будущем.
zabylkakzovut
Oct. 16th, 2009 05:03 am (UTC)
А я как уступал места в транспорте, так и уступаю. Независимо от страны проживания. И буду, наверное, всегда уступать. По жизни, видимо, такой.

Кстати в нашем городке - уступают в общем и целом. Хоть и Калифорния. Сам видел много раз.
aviacomment
Oct. 16th, 2009 05:13 am (UTC)
Хоть и Калифорния
В Калифорнии Вы, уступив место нуждающемуся, чувствуете себя великодущным человеком и получаете положительные эмоции. А в Москве, убоявшись скандала и уступив место сорокалетней обладательнице грудищ, Вы чувствуете себя лузером и ничтожеством...
zabylkakzovut
Oct. 16th, 2009 05:18 am (UTC)
Re: Хоть и Калифорния
Может быть. Не знаю. Я, скорее, "по привычке" :-)
aviacomment
Oct. 16th, 2009 05:38 am (UTC)
Re: Хоть и Калифорния
Уступив под воздействием душевного порыва, Вы получаете взамен благодарную улыбку и положительные эмоции. Уступив же под натиском хама, вы получаете ухмылку победителя на его устах и испорченное настроение...
aviacomment
Oct. 16th, 2009 06:05 am (UTC)
Зарапортовался!
Два коммента совершенно по смыслу одинаковых задвинул - видимо перегрелся...
maximax
Oct. 16th, 2009 06:38 am (UTC)
Мой коллега наблюдал диалог в метро:

- Молодой человек, уступите мне место
- Нет, не уступлю.
- Вы невоспитаны?
- Да, я не воспитан.
- И вам не стыдно??
- Нет, не стыдно.
- Не уступите?
- Нет.

И так минут 5)))))

Еще вспоминается фрагмент из книги С. Юрского "Кто держит паузу" - он был в Японии и в вагоне уступил место девушке. Там весь вагон на него таращился потом, ибо это было очень странно по их меркам))

Меня вот папа всегда личным примером учил. Он просто никогда не садился)) В итоге я, конечно, люблю себя побаловать, но стараюсь садиться только когда заведомо много свободных мест.
aviacomment
Oct. 16th, 2009 06:53 am (UTC)
- Молодой человек, уступите мне место
Это настоящая дуэль. С хищником и жертвой. И чаще всего жертва сидит. Заканчивается дуэль тем, что хищник и жертва меняются местами.
aviacomment
Oct. 16th, 2009 07:14 am (UTC)
Креатив!
Радует в этой истории то, что, опять же по моим многолетним наблюдениям, молодые люди, ранее уступавшие место в метро, к тому возрасту, когда уступать должны им, в уступке этой не нуждаются. Они ездят на хороших машинах, а в метро иногда попадают только на экскурсию. А вчерашние победители склочных баталий так в метро и остались, гордо восседая на драном дермантине сидений душного метровагона!
mareetah
Oct. 16th, 2009 07:36 am (UTC)
Сценка. Типичная.
Остановка автобуса (или троллейбуса, или трамвая, или неважно). К остановке подъезжает сам автобус (или троллейбус, или трамвай, или неважно). В пятидесяти метрах от нее наблюдается Дама. Лет сорока, или пятидесяти, или шестидесяти, или неважно. Дама занимается бегом на короткие дистанции, в руках у нее сумка-тележка, или ведро с огурцами, или неважно. Скорость Дамы впечатлила бы не только спортсмена, но и составителя Книги рекордов Гиннесса.
Дама влетает в автобус, распихивает локтями пассажиров и острым взглядом оценивает салон в поисках жертвы, которая должна уступить ей место. Больной, несчастной, уставшей, пожилой (в автобусе она пожилая, с соседками по подъезду ей "чуть-чуть за тридцать") и, разумеется, "в ее время молодые люди не были такими невоспитанными".
aviacomment
Oct. 16th, 2009 08:08 am (UTC)
острым взглядом оценивает салон
Именно эта дама и стояла у меня перед мысленным взором, когда писался пост!
nikolaevoleg
Oct. 16th, 2009 07:49 am (UTC)
Несчастные люди
Тем не менее это самые несчастные и недовольные жизнью люди - хотя со стороны вроде бы кажется наоборот - и в детстве сидели не уступали и к старости сидят. Вроде бы живи и радуйся - ан нет. Те, кто уступают в среднем гораздо счастливее.
А эти 40 летние женщины безвозвратно и бесповортно обижены на свою жизнь, постоянно требуя все больше и больше.
shurafam
Oct. 16th, 2009 08:26 am (UTC)
В метро езжу только по необходимости - именно потому, что приучен уступать, чувствую себя не комфортно, когда я сижу, а люди старшего поколения стоят.

Был со мной такой случай - повредил серьезно левую ногу, ходил с клюкой :) на машине ездить не мог - сцепление было не выжать, так вот в метро ВСЕГДА находился человек уступавший место, я правда всегда отказывался, и уступавших было по ровно молодых (лет от 16 до 25) и людей "в годах", в том числе бабулек.
aviacomment
Oct. 16th, 2009 08:38 am (UTC)
чувствую себя не комфортно,
Я тоже чувствовал себя некомфортно в сидячем положении, уступал всегда. Хотя в метро, слава Богу, появляюсь крайне редко. А добрые люди как в метро, так и в стране всй-таки есть, и это радует и обнадёживает!
(Deleted comment)
( 29 comments — Leave a comment )