?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Боинг или Аэробус?

В этой ссылке ответы на многие ваши вопросы.  Изменение от 07.10.2009г.

http://aviation-safety.net/database/record.php?id=20090601-0#

Then, over a time span of four minutes, starting at 02:10 UTC, a series of twenty-four ACARS messages were sent -automatically- from the plane. The messages indicated amongst other speed measurement inconsistencies, the disconnection of the autopilot and the airplane going into 'alternate law' flight control mode. This happens when multiple failures of redundant systems occur.
From 02:11 to 02:13, multiple faults regarding the Air Data Inertial Reference Unit (ADIRU) and ISIS (Integrated Standby Instruments System) were reported. Then on 02:13 the system reported failures of PRIM 1, the primary flight control computers that receive inputs from the ADIRU and SEC 1 (secondary flight control computers). The last message at 02:14 was a 'Cabin vertical speed' advisory.
The airplane had descended until it struck the ocean. Visual examination showed that the airplane was not destroyed in flight. It appears to have struck the surface of the sea in a straight line with high vertical acceleration.

В ночь на 1 июня 2009-го года произошла самая загадочная катастрофа за всю историю существования авиакомпании Air France и ведущего европейского авиапроизводителя  Airbus Industrie - всего за четыре минуты по какой-то неведомой причине красавец-лайнер А-330 превратился в неуправляемое, разбалансированное, бесполезное нагромождение компьютеров, которое в конечном итоге и похоронило под пятикилометровой толщей воды надежду на детальное расследование этой страшной катастрофы.
 
Так что же произошло той ночью и почему компьютер с крыльями, как называют этот самолёт сами французы, рухнул в воды Атлантики? Сначала верилось, что беда пришла извне, что какая-то неодолимая страшная сила, будь то гигантский вихрь или метеорит, сокрушила гордое творение рук человеческих, низвергнув его с небес и оросив воды Атлантики страшным дождём из обломков фюзеляжа, сломанных крыльев и к тому моменту ставших беспомощными компьютеров.
 
Однако чуть позже выясняется, что метеорит здесь ни при чём, и что самолёт разрушился от удара об воду, то есть то, что компьютер был неразлучен с крыльями до конца. Значит дело всё-таки не в крыльях!  И тут всплывает основное отличие Аэробуса от того же Боинга - у Аэробуса компьютеры первичны, а экипаж вторичен! 

Хорошо это или плохо судить сложно, и мнения авиаторов на сей счёт сильно рознятся, но, возможно, именно эта загадочная катастрофа склонит чашу весов в пользу подхода, выбранного Боингом - там при не меньшем присутствии компьютеров в контуре управления самолётом первичен всё-таки экипаж, который всегда имеет возможность "пересилить" команды компьютера.

На Аэробусе - не так.   За главного там  "FCC - Флайт контрол компьютер" (да не один, а целых пять - три праймари и два секондари) - вот они-то реально и управляют самолётом, только по их команде отклоняются рулевые поверхности, расположенные на крыльях и хвостовом оперении самолёта. Чтобы правильно определить величину требуемого отклонения рулей, FCC получает информацию о воздушной скорости, температуре, барометрической высоте, угле атаки, числе М с многочисленных датчиков-сенсоров, часть которых отказала в том ночном полёте над Атлантикой, и компьютер попросту ослеп! 

Конечно и пилот может поучаствовать в процессе управления самолётом, используя компьютерный джойстик (здесь он называется сайдстик), но прямой связи с рулями нет - только через компьютер, который в конечном итоге и решает - отклонять рули, как того требует пилот или проигнорировать, если компьютер решит, что действия пилота неадекватны.  До недавнего времени это работало (Эрбас философи), а что будет дальше - посмотрим...


Прошу коллег извинить за упрощённое до примитива повествование.

Comments

lepus_audax
Oct. 6th, 2009 09:31 am (UTC)
А ведь выкатывание A-310 (Сибирь) в Иркутске в 2006, когда КВС якобы самопроизвольно и бесконтрольно переложил РУД на режим тяги, тоже на совести компьютера. Или все-таки нет?
aviacomment
Oct. 6th, 2009 09:34 am (UTC)
Думаю, что нет...
lepus_audax
Oct. 6th, 2009 09:50 am (UTC)
А вы читали распечатку самописцев? Там полное ощущение, что экипаж с одной стороны четко контролирует ситуацию, а с другой — самолетом на пробеге управляют уже не пилоты. Да и МАК в заключении расщедрился на особое мнение, где фраза "...КВС переместил рычаг..." заменена на "причиной явилось ... перемещение РУД...", т. е. безличный оборот.
aviacomment
Oct. 6th, 2009 10:02 am (UTC)
Во время освоения А-310 при заходе в LFPG я вместо отключения автопилота подключил уход на второй круг. РУДы поползли вперёд, самолёт стал задирать нос. Отключил автопилот и визуально продолжил заход. А спроси меня: -Зачем ты стал уходить на второй круг? - ответа нет. Просто было освоение первого в жизни импортного самолёта с таким же, как и я сам, малоопытным напарником. А других в тогдашнем СССРе и не было. Человек - это тот, кто ошибается (Сократ)
lepus_audax
Oct. 6th, 2009 10:07 am (UTC)
Понятно. Спасибо!