?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



...Больше тридцати лет прошло, срок исковой давности давно истёк...

Был в ту пору Гена старшим бортмехаником авиаэскадрилии Як-40 275-го лётного отряда Липецкого ОАО. Грамотным был жутко. И жутко требовательным. Рядовые бортмеханики, особенно из тех, что помоложе, побаивались его. Любого своими вопросами в угол мог загнать, и там, в углу, надругаться. Любил он это дело.

Если бы не необходимость самому время от времени исполнять обязанности штатного бортмеханика, цены бы ему не было. Теоретик с Большой буквы. А вот как практик был полнейшим говном!

...Заходим как-то в Быково, погода по минимуму, выходим из четвёртого разворота.
-Закрылки тридцать, командую я Гене.
-Тридцать, выпускаются синхронно - голосом Левитана ответствует Гена.

Предпосадочное снижение, самолёт сбаланситован. И вдруг стрелка указателя скорости начинает перемещаться по шкале прибора с прытью бегущего по столу таракана.. Что за ё?... Отказ?.. Справа что? Тоже растёт??? Взлётный режим, уходим на второй круг!!!

Самолёт ненормально резво рвётся вверх, пугавший раньше рост скорости теперь просто кошмарит, Як-40 не должен так летать! Увеличивать тангаж дальше страшно, а не увеличивать нельзя - скорость зашкаливает. Что-то опасно-ненормально, очень опасно...

Каким-то чудом взгляд спотыкается об рукоятку выпуска закрылков... на уборку???... И всё становится понятно - после выпуска в посадочное положение, Гена, перемахнув нейтральное, установил рукоятку выпуска закрылков в положение "Уборка"...

...Пол-года спустя. Хмельное застолье. Приняв изрядно на грудь, "колется" командир эскадрилии. Тоже Быково, заход на двадцать восьмую полосу (хотя тогда так не говорили...). Подходят к четвёртому (любимое Генино место!), высота триста метров.

С ужасом, рассказывает комэска, слышу угасающий звук трёх выключенных двигателей!.. - это Геня, поигрывая своими шаловливыми ручонками, проскакивает проходную защёлку малого газа. Парим...

Володя (так звали командира) начинает МОЛЧА моститься в Жуковский, не теряя, правда, надежды запустить двигатели. Сообразив, что никакой авторотации на такой высоте не хватит, запускает сначала Аи-9 (ВСУ), а от него пошла раскрутка левого двигателя. Высота падает, диспетчер орёт - вы с этим курсом к соседям угодите! А отворачивать нельзя, ведь если не получится с запуском, у соседей и садиться придётся, высота уже сто пятьдесят метров...

...Получилось! Запущенному - номинал, второму - запуск, стали доворачиваться на быковскую полосу. Сели уже на двух двигателях. Отмазались. Так никто и не узнал...


А теперь вопрос - стоит ли на этой страничке дублировать выкладываемые мною в сообществе interactiveavia посты. Или оставить здесь только "за жизнь", а всё чисто авиационное перенести туда?

Comments

aviacomment
Dec. 6th, 2010 12:34 pm (UTC)
Кашу маслом не испортишь.
Спасибо. Анекдот вот вспомнил: -Кашу маслом не испортишь, говаривал бригадир механизаторов, сливая отработанное машинное масло в гречишное поле!
ment52
Dec. 6th, 2010 01:39 pm (UTC)
Re: Кашу маслом не испортишь.
Кстати, а не ужели в органах управления самолетом нет "защиты от дурака"?. В частности, предохранения от произвольного переключения через позицию "не туда".
aviacomment
Dec. 6th, 2010 01:50 pm (UTC)
нет "защиты от дурака"?.
Это же был советский самолёт, а на советских самолётах дураки не летали!!!
А если серьёзно - да, на Як-40 такой защиты не было...
ment52
Dec. 6th, 2010 01:51 pm (UTC)
Re: нет "защиты от дурака"?.
Даже на "Жигулях" сдуру не в ту сторону не включишь :)
aviacomment
Dec. 6th, 2010 02:05 pm (UTC)
Re: нет "защиты от дурака"?.
Як-40 вообще антиэргономичный самолёт. Как закрылки на нём выпускались, я уже описал. Шасси на всех самолётах "вниз" выпускаются, а на Яке - переключателем, расположенным на центральном пульте - вперёд (вроде как вверх) Некоторые самолёты были без автопилота...