?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ненаписанные рассказы

Вот уже полтора года, как не стало моего отца. Он ушёл, чуть-чуть не дотянув до восьмидесяти, что для лётчика-россиянина очень неплохо, поскольку ни полёты, ни проживание в нашей стране долголетию не способствуют.

Вся его лётная карьера прошла в Кубинке, причём попал он туда сразу после окончания Качинского лётного училища в пятьдесят третьем году. Большинству лётчиков полка довелось поучаствовать в войне, и это делило однополчан посильнее разницы в возрасте. Участвовал или не участвовал. Воевал или не воевал.

Но при определённых обстоятельствах граница эта исчезала, и захмелевшие фронтовики рассказывали едва оперившемуся молодняку, как всё было на самом деле. Одна из историй, пересказанных отцом, запомнилась сильнее других. Приведу её здесь от первого лица.

...Командир полка обвёл строгим взглядом сталинских соколов и изрёк: -Требуется доброволец!..
и смотрит на меня.
Я - два шага вперёд - есть, мол, такой!

А предшествовала этому информация о потерях, понесённых соседями-бомбёрами при попытках уничтожить стратегически важный мост. Мост не разбомбили, а вот самолётов уйму там потеряли. Вот и приняли наверху решение подвесить бомбу на истребитель и точечно бабахнуть.

От предложенного командиром варианта лететь парой или даже звеном отказался - только в одиночку! И правильно, как позже выяснилось, сделал.

...Подкрасться скрытно удалось, повезло. Правда, чуть ли не по оврагам пришлось продираться. Выскочил, "метнул" бомбу, попал! Река промелькнула и осталась позади, а внизу всё буквально закипело! Как-то сразу сообразил, что живым они отсюда меня не выпустят - сожрут!

Три-четыре минуты полёта на предельно малой высоте, на максимальной скорости, не меняя курса. Вглубь!

Умостился на какой-то полянке, сжёг самолёт. Взрыв топливных баков и поднявшиеся над леском клубы чёрного дыма дали слабую надежду, что немцы посчитают себя отомщенными и отстанут. Так оно и получилось.

К своим вернулся пешком, сразу был представлен к Герою. Про "самопал", конечно, умолчал.


А ещё одну историю поведал мне коллега, у которого отец сам воевал. Не в авиации, правда, а в пехоте.

Выходили они целым батальоном из окружения по лесной дороге. Вдали что-то застрекотало - они врассыпную. Залегли.

Появляется мотоцикл с тремя седоками и пулемётом на коляске. Не сговариваясь, бабахнули по ним всем батальоном.

То ли от страха, то ли от ненависти. А скорее всего - и от того, и от другого.
Так вот отца моего коллеги потрясло тогда то, что ни от мотоцикла, ни от мотоциклистов не осталось НИЧЕГО.

Вот такая вот связь времён. И истории эти исчезают вместе с уходом их участников и свидетелей...

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
maryka84
Sep. 27th, 2010 07:19 pm (UTC)
Сильно, спасибо!
Двойное чувство от прочтения первого рассказа... С одной стороны - смелый поступок, который, помимо достижения цели, помог еще и много людей и самолетов сохранить, а с другой - человек, его совершивший, вынужден молчать о "самопале":(
А мотоциклисту из вторго рассказа ИМХО повезло - наверное, и испугаться-то не успел 0_0
aviacomment
Sep. 27th, 2010 07:26 pm (UTC)
Двойное чувство... молчать о "самопале":(
По идее за "самопал" не ругать надо, а хвалить. За находчивость и способность принимать нестандартные решения!
maryka84
Sep. 27th, 2010 07:36 pm (UTC)
По идее... не ругать надо, а хвалить
В том-то и дело, что хвалить! Но, похоже, у большинства руководства "идея" была другая: стандартные мозги не воспринимали нестандартные решения... Вот это и грустно :(
aviacomment
Sep. 27th, 2010 08:08 pm (UTC)
Страшное время было, лицемерное. Его бы попросту вынуждены были расстрелять, как вредителя. И испытываемая к нему симпатия не смогла бы это предотвратить...
gaffapi
Sep. 27th, 2010 09:35 pm (UTC)
время, конечно, особое. но ведь он не просто так "умостился", наверняка были повреждения, с которыми нельзя было дотянуть до своих. так что это было самое верное решение.

Вечная Память.
aviacomment
Sep. 27th, 2010 09:48 pm (UTC)
наверняка были повреждения
В том-то и дело, что не было никаких повреждений. Мост очень сильно охранялся и авиацией, и зенитной артиллерией. Просто ему удалось застать их врасплох. Но когда вся эта махина пришла в движение, шансы выбраться оттуда у него были нулевыми. Он два раза использовал фактор внезапности: внезапно появился и внезапно исчез. Это-то его и спасло.
maryka84
Sep. 28th, 2010 06:12 am (UTC)
Тут опять же имхо однозначно не сказать: с одной стороны, было и лицемерие, а с другой - может, просто далеко не все успевали/были способны в такой обстановке понять, "переработать" и адекватно оценить поступок, и поэтому был огромный риск быть подравненным под общую гребенку (в данном случае, как вредитель)...
aviacomment
Sep. 28th, 2010 06:38 am (UTC)
не все успевали/были способны в такой обстановке понят
Да все всё, похоже, понимали. Но правила игры были очень жёсткими и любые отступления жестоко карались. Шаг в сторону приравнивался к бегству, прыжок - к попытке улететь!
farsal1
Sep. 27th, 2010 07:37 pm (UTC)
Re: Двойное чувство... молчать о "самопале":(
Где-то читал, что у немцев инструкция была - если в самолете сомнения (в смысле подбит или барахлит и может не дотянуть) - прыгать и все. Тренированный пилот на порядок дороже любой техники. А у наших наоборот - чуть ли не за каждую гильзу отчитаться надо было, тем более за самолет.

Мало таких правдивых рассказов.
aviacomment
Sep. 27th, 2010 07:44 pm (UTC)
Re: Двойное чувство... молчать о "самопале":(
У нас всегда железо дороже людей было...
cal_len
Sep. 27th, 2010 07:26 pm (UTC)
Истории не исчезают
Пересказывая их сейчас, в блоге с немалой аудиторией, Вы даете этим рассказам вторую жизнь. И как-то в сравнении с проблемами ТЕХ лет и ТЕХ людей свои кажутся наивными и маленькими... Легко решаемыми. Спасибо Вам.
aviacomment
Sep. 27th, 2010 07:42 pm (UTC)
этим рассказам - вторую жизнь.
Тут скрытый призыв есть хранимые в семье или нечаянно где-то услышанные истории не секретить, а выкладывать!
cal_len
Sep. 27th, 2010 07:47 pm (UTC)
не секретить, а выкладывать!
Что ж, тогда история об одном из моих дедов, Михал Иваныче. Его уже давно нет с нами, больше 20 лет. Он закончил Качу ускоренным выпуском, взлёт-посадка. В первом воздушном бою в его истребитель попал немецкий зенитный снаряд... Осколки оказались в бедре и в легком. Раненых эвакуировали по льду Ладожского озера, и фельдшер, осмотрев деда, сказал-этот не жилец! Его просто бросили, и пока он лежал, в лёгких ...завелись черви. Без сознания (как не замерз!?) его подобрала другая машина, и по льду перевезла все же в тыл. Он вернулся в строй, летал на Ил-2 и после войны служил в ПВО, уволился в 1969 году полковником. А осколки так и остались... когда его не стало, при кремации вытащили магнитом из праха.
Вечная память Человеку.
aviacomment
Sep. 27th, 2010 08:02 pm (UTC)
Вечная память Человеку.
Вечная память всем им, могучие были люди...
cal_len
Sep. 27th, 2010 08:05 pm (UTC)
могучие были люди
Потому и вспоминаются строки, "...не то, что нынешнее племя, богатыри-не вы!" (с) В войну люди мыслят другими категориями, открываются совершенно другие возможности организма. Вот например, иммунитет. Люди в самые лютые морозы, кое-как одетые, не простужались! Потому что у них была мотивация. Выжить, вернуться к своим.
Бабушка его четыре года ждала, сама в это время, 154см ростом, окопы рыла.
lepus_audax
Sep. 27th, 2010 07:34 pm (UTC)
Любой профессионал достоин восхищения. Но военные летчики — элита элит. Вечная память Вашему отцу и всем им.
aviacomment
Sep. 27th, 2010 07:43 pm (UTC)
Вечная память
Спасибо на добром слове.
divemachine
Sep. 27th, 2010 07:35 pm (UTC)
Спасибо! Я запомню эти истории.
c250
Sep. 27th, 2010 07:45 pm (UTC)
дед прошел всю войну , и тоже розказывал как рвались на фронт , но не за сталина , а когда услышали от беженцев из Беллорусии что немцы творили . Воевал он и под Сталинградом , брал в плен Паулса с его армиеей , запомнилось как он рoзказывал про румын коих было много с немцами , так вот говорит берем их а они идут окутанные в чем попало и некоторые держат в руке копыто металическое и крутят им показывая , что он сьел свою лошадь . Говорил вояки они были некудышние .
Так вот дослужился дед до начальника оперативного упр. ПРИБВО , всю жизнь мечтал о Волге , так и не купил , честный был до дури , максимальная взятка это друзья на охоте кусок дичи получше отрежут . Вот такие они были
aviacomment
Sep. 27th, 2010 07:55 pm (UTC)
Вот такие они были
Да, нынче народец поизмельчал...
zpzd
Sep. 27th, 2010 10:14 pm (UTC)
Друг рассказал, что как-то распрашивал деда своего о войне. Дед его в партизанском отряде воевал. Рассказывать военные байки дед тогда не захотел, не в настроении был, но сказал, что было постоянно холодно, голодно и страшно. Вот так...
aviacomment
Sep. 28th, 2010 06:01 am (UTC)
холодно, голодно и страшно.
Про чеченские войны кто-то недавно рассказывал, что больше всего доставала хлипкая грязь, сырость и холод. И налепающая везде глина...
basskonst
Sep. 28th, 2010 02:31 am (UTC)
Года два назад перечитывал с упоением мемуары летчиков ВОВ, прочитал пожалуй всё, что было выпущено в СССР. Порой встречаются совершенно невероятные истории. А ведь это было..
aviacomment
Sep. 28th, 2010 06:08 am (UTC)
Я тоже всё это читал, отношение неоднозначное. Человеческая память так устроена, что плохое забывается, а весёлое и забавное остаётся и воспроизводится потом в мемуарах. И формирует немножко искажённое представление о той войне. Я думаю, что в реале всё было страшнее, грязнее и нуднее, чем в мемуарах...
basskonst
Sep. 28th, 2010 08:42 am (UTC)
Да, еще ведь не все бойцы обладали литературным языком, и им помогали специально обученные литераторы, которые местами всё очень портили. Разумеется, много было лишнего про партию, и отношение к ней. Читать надо фильтруя всё это)

Многие так и пишут, что всё было сплошной рутиной. Страшной работой. И запоминались только необычные вылеты, или события.
eas4
Sep. 28th, 2010 07:07 am (UTC)
Спасибо!
garnaev
Oct. 1st, 2010 08:22 pm (UTC)
наши Отцы


( 27 comments — Leave a comment )