?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Если название поста вам ни о чём не говорит, рекомендую немедленно прекратить его прочтение,
поскольку в первоначальной версии его рабочим заглавием было "Самый нудный пост".
Идея разразиться мастер-классом пришла после получения в личную почту нескольких просьб объяснить простым и доходчивым языком физическую сущность этих самых скоростей - приборной, истинной и путевой.

Итак, начнём с приборной. Она же индикаторная или IAS (Indicated Air Speed), она же «скорость по широкой стрелке».

Длиннющий белый шарф, который вы видите на моей новой аватарке, это не дань моде, а реликтовый
указатель скорости, которым активно пользовались пионеры-авиаторы в конце позапрошлого века.
Скорость определялась по тому, насколько интенсивно развевался этот самый шарф в потоке воздуха, обтекающего открытую кабину авиатора.

Цифрового значения скорости шарф, конечно, не выдавал, да оно особенно и не требовалось. Важнее было понять, достаточно ли мощен поток воздуха, чтобы на него можно было опереться без риска свалиться в штопор.

Впоследствии его так и назвали - скоростной напор, или приборная скорость. Замеряется она простой выведенной за борт самолёта трубкой. Воздушный поток, попадающий в эту трубку, с помощью нехитрого приспособления отклоняет стрелку, которая и индицирует приборную скорость.

С подъёмом на высоту плотность воздуха уменьшается, а в ближнем космосе и вовсе обнуляется. Если выдерживать в наборе высоты постоянной приборную скорость, допустим, 500 км/час, то на высоте десять километров самолёт фактически будет лететь со скоростью 900км/час.

Эти 900км/час – скорость самолёта относительно молекул воздуха (кислорода или азота, если вам симпатичнее азот) Поскольку молекул этих на десятикилометровой высоте остаётся уже не очень много, то и в трубку-приёмник их попадает почти в два раза меньше, чем у земли.

Таким образом, мы имеем уже две скорости – приборную (500км/час) и истинную (900км/час)
Истинная скорость, она же TAS (True Air Speed), она же «скорость по узкой стрелке», в отличие от приборной, используется не для безопасного пилотирования самолёта, а для навигации.

Когда нет ветра, то есть воздух не перемещается относительно земной поверхности, никаких проблем не возникает. При наличии же ветра, он либо крадёт, либо увеличивает скорость. Относительно земли самолёт перемещается с так называемой путевой скоростью, она же GS (Ground Speed)

Раньше путевую скорость вычисляли, поделив пройденное самолётом расстояние на время, потом появились инерциальные, допплеровские системы и GPS, определяющие путевую скорость другими методами, причём каждая уникально своим.

Итак, резюмируя вышесказанное:
1. Самолёт только оторвался от земли - приборная скорость равна истинной.
2. На высоте десять километров приборная скорость меньше истинной.
3. Самолёт каким-то чудом занесло в космос - приборная = истинной = нулю.

PS. Если кто-то из коллег всё же зацепился глазом и домучал этот нуднейший пост до конца - приношу извинения за упрощенчество и детсадовский стиль - по другому не получилось...

Comments

c250
Nov. 27th, 2009 02:42 pm (UTC)
спасибо , что дублировали английской терминологией , я не очень знаю русскую терминологию , GS это путевая, интересно , а как будет Density Altitude ? как она влияет на Piston и на некоторые Turboprop aircraft знаю , а как с Airbus или Boeing , и с какой максимальной приходиось взлетать
tranceaddicted
Nov. 27th, 2009 03:22 pm (UTC)
Density altitude - высота по плотности. На джеты влияет так же, в принципе, чем выше - тем меньше тяга.

Profile

aviacomment
Добролёт
Website

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow