?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Если название поста вам ни о чём не говорит, рекомендую немедленно прекратить его прочтение,
поскольку в первоначальной версии его рабочим заглавием было "Самый нудный пост".
Идея разразиться мастер-классом пришла после получения в личную почту нескольких просьб объяснить простым и доходчивым языком физическую сущность этих самых скоростей - приборной, истинной и путевой.

Итак, начнём с приборной. Она же индикаторная или IAS (Indicated Air Speed), она же «скорость по широкой стрелке».

Длиннющий белый шарф, который вы видите на моей новой аватарке, это не дань моде, а реликтовый
указатель скорости, которым активно пользовались пионеры-авиаторы в конце позапрошлого века.
Скорость определялась по тому, насколько интенсивно развевался этот самый шарф в потоке воздуха, обтекающего открытую кабину авиатора.

Цифрового значения скорости шарф, конечно, не выдавал, да оно особенно и не требовалось. Важнее было понять, достаточно ли мощен поток воздуха, чтобы на него можно было опереться без риска свалиться в штопор.

Впоследствии его так и назвали - скоростной напор, или приборная скорость. Замеряется она простой выведенной за борт самолёта трубкой. Воздушный поток, попадающий в эту трубку, с помощью нехитрого приспособления отклоняет стрелку, которая и индицирует приборную скорость.

С подъёмом на высоту плотность воздуха уменьшается, а в ближнем космосе и вовсе обнуляется. Если выдерживать в наборе высоты постоянной приборную скорость, допустим, 500 км/час, то на высоте десять километров самолёт фактически будет лететь со скоростью 900км/час.

Эти 900км/час – скорость самолёта относительно молекул воздуха (кислорода или азота, если вам симпатичнее азот) Поскольку молекул этих на десятикилометровой высоте остаётся уже не очень много, то и в трубку-приёмник их попадает почти в два раза меньше, чем у земли.

Таким образом, мы имеем уже две скорости – приборную (500км/час) и истинную (900км/час)
Истинная скорость, она же TAS (True Air Speed), она же «скорость по узкой стрелке», в отличие от приборной, используется не для безопасного пилотирования самолёта, а для навигации.

Когда нет ветра, то есть воздух не перемещается относительно земной поверхности, никаких проблем не возникает. При наличии же ветра, он либо крадёт, либо увеличивает скорость. Относительно земли самолёт перемещается с так называемой путевой скоростью, она же GS (Ground Speed)

Раньше путевую скорость вычисляли, поделив пройденное самолётом расстояние на время, потом появились инерциальные, допплеровские системы и GPS, определяющие путевую скорость другими методами, причём каждая уникально своим.

Итак, резюмируя вышесказанное:
1. Самолёт только оторвался от земли - приборная скорость равна истинной.
2. На высоте десять километров приборная скорость меньше истинной.
3. Самолёт каким-то чудом занесло в космос - приборная = истинной = нулю.

PS. Если кто-то из коллег всё же зацепился глазом и домучал этот нуднейший пост до конца - приношу извинения за упрощенчество и детсадовский стиль - по другому не получилось...

Comments

shamanzc
Nov. 27th, 2009 11:08 am (UTC)
Для полного комплекта осталось добавить еще разницу между CAS (Calibrated Air Speed) и IAS (Indicated Air Speed).
Если кратко, то CAS это IAS исправленный на ошибки самого указателя, места расположения точек съема давления и т.п.
После всех поправок приближается к TAS.
Для простоты вроде считают TAS=CAS.
tranceaddicted
Nov. 27th, 2009 11:28 am (UTC)
К TAS CAS приблизится после поправки на плотность воздуха. :) А для простоты можно считать, что IAS=CAS.
cal_len
Nov. 27th, 2009 11:30 am (UTC)
IAS=CAS
Вот и у меня возникла мысль, но я промолчал;)
shamanzc
Nov. 27th, 2009 01:20 pm (UTC)
Да, верно, поправка на плотность воздуха в CAS не входит, только инструментальные/инсталляционные ошибки.
моя ошибка.
каюсь.. :)
cal_len
Nov. 27th, 2009 11:29 am (UTC)
вроде считают TAS=CAS.
Читал подобное в обсуждении причин катастрофы AF447.
Благодарю за разьяснение.