?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Если название поста вам ни о чём не говорит, рекомендую немедленно прекратить его прочтение,
поскольку в первоначальной версии его рабочим заглавием было "Самый нудный пост".
Идея разразиться мастер-классом пришла после получения в личную почту нескольких просьб объяснить простым и доходчивым языком физическую сущность этих самых скоростей - приборной, истинной и путевой.

Итак, начнём с приборной. Она же индикаторная или IAS (Indicated Air Speed), она же «скорость по широкой стрелке».

Длиннющий белый шарф, который вы видите на моей новой аватарке, это не дань моде, а реликтовый
указатель скорости, которым активно пользовались пионеры-авиаторы в конце позапрошлого века.
Скорость определялась по тому, насколько интенсивно развевался этот самый шарф в потоке воздуха, обтекающего открытую кабину авиатора.

Цифрового значения скорости шарф, конечно, не выдавал, да оно особенно и не требовалось. Важнее было понять, достаточно ли мощен поток воздуха, чтобы на него можно было опереться без риска свалиться в штопор.

Впоследствии его так и назвали - скоростной напор, или приборная скорость. Замеряется она простой выведенной за борт самолёта трубкой. Воздушный поток, попадающий в эту трубку, с помощью нехитрого приспособления отклоняет стрелку, которая и индицирует приборную скорость.

С подъёмом на высоту плотность воздуха уменьшается, а в ближнем космосе и вовсе обнуляется. Если выдерживать в наборе высоты постоянной приборную скорость, допустим, 500 км/час, то на высоте десять километров самолёт фактически будет лететь со скоростью 900км/час.

Эти 900км/час – скорость самолёта относительно молекул воздуха (кислорода или азота, если вам симпатичнее азот) Поскольку молекул этих на десятикилометровой высоте остаётся уже не очень много, то и в трубку-приёмник их попадает почти в два раза меньше, чем у земли.

Таким образом, мы имеем уже две скорости – приборную (500км/час) и истинную (900км/час)
Истинная скорость, она же TAS (True Air Speed), она же «скорость по узкой стрелке», в отличие от приборной, используется не для безопасного пилотирования самолёта, а для навигации.

Когда нет ветра, то есть воздух не перемещается относительно земной поверхности, никаких проблем не возникает. При наличии же ветра, он либо крадёт, либо увеличивает скорость. Относительно земли самолёт перемещается с так называемой путевой скоростью, она же GS (Ground Speed)

Раньше путевую скорость вычисляли, поделив пройденное самолётом расстояние на время, потом появились инерциальные, допплеровские системы и GPS, определяющие путевую скорость другими методами, причём каждая уникально своим.

Итак, резюмируя вышесказанное:
1. Самолёт только оторвался от земли - приборная скорость равна истинной.
2. На высоте десять километров приборная скорость меньше истинной.
3. Самолёт каким-то чудом занесло в космос - приборная = истинной = нулю.

PS. Если кто-то из коллег всё же зацепился глазом и домучал этот нуднейший пост до конца - приношу извинения за упрощенчество и детсадовский стиль - по другому не получилось...

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
cal_len
Nov. 27th, 2009 07:04 am (UTC)
Про скоростя
Огромное спасибо! У Вас дар педагога и замечательная способность доходчиво объяснять)
Теперь все ясно, почему в GPS одно, а в MACH/IAS совсем другое, и про шарф - интересно!
john_o_braien
Nov. 27th, 2009 07:11 am (UTC)
зато доступно:)
leguardia
Nov. 27th, 2009 07:56 am (UTC)
О как
Спасибо за информацию. Поучительно особенно про шарф, не знал, думал дань моде
any_
Nov. 27th, 2009 11:55 am (UTC)
Re: О как
+1 :)
alexchorg
Nov. 27th, 2009 08:00 am (UTC)
Спасибо! На самом деле очень внятно и доходчиво!
Бревно на рисунке не случайно?;)
Летали ли на нём?
aviacomment
Nov. 27th, 2009 08:05 am (UTC)
Ил-62 сюда "затесался" случайно, просто картинка под горячую руку подвернулась, а летать - не летал на нём.
ясно:) - alexchorg - Nov. 27th, 2009 08:08 am (UTC) - Expand
cooper_johns
Nov. 27th, 2009 08:01 am (UTC)
Очень хорошее объяснение )
grig_siren
Nov. 27th, 2009 08:06 am (UTC)
Спасибо, очень познавательно.
Вопрос: как приборная скорость пересчитывается в истинную на большой высоте? (Формулы, графики, таблицы, ... )
cal_len
Nov. 27th, 2009 08:09 am (UTC)
Пересчет
Тоже интересно! Отношение измеренной GPS скорости к IAS совсем не постоянная величина, причем кажется, что не только в ветре дело.
(no subject) - aviacomment - Nov. 27th, 2009 08:24 am (UTC) - Expand
КУС - cal_len - Nov. 27th, 2009 08:33 am (UTC) - Expand
Re: КУС - aviacomment - Nov. 27th, 2009 08:51 am (UTC) - Expand
Re: КУС - cal_len - Nov. 27th, 2009 08:58 am (UTC) - Expand
Re: КУС - aviacomment - Nov. 27th, 2009 09:10 am (UTC) - Expand
Re: КУС - cal_len - Nov. 27th, 2009 09:12 am (UTC) - Expand
Re: КУС - seagull_556 - Dec. 16th, 2009 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - of462m - Apr. 25th, 2010 07:29 am (UTC) - Expand
vanillarabbit
Nov. 27th, 2009 08:15 am (UTC)
Спасибо за ликбез, не задумывался про тонкости измерения. Кстати а как высоту то измеряют? Тупо барометром что ли, другого способа я чего-то придумать не могу?
(Deleted comment)
(no subject) - roodwit - Nov. 27th, 2009 08:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - mefody - Nov. 27th, 2009 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - aviacomment - Nov. 27th, 2009 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanillarabbit - Nov. 27th, 2009 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - nponeccop - Nov. 27th, 2009 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - nponeccop - Nov. 27th, 2009 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - nponeccop - Nov. 27th, 2009 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tranceaddicted - Nov. 27th, 2009 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ranger_of_path - Nov. 27th, 2009 05:07 pm (UTC) - Expand
roodwit
Nov. 27th, 2009 08:24 am (UTC)
Капитан, расскажите про Тулузу? Как процесс выглядит? На А330-300 тренировались?
aviacomment
Nov. 27th, 2009 08:27 am (UTC)
Постараюсь сегодня вечером написать и выложить, называться будет "Тренажёр. Тулуза. Золотая осень."
(no subject) - roodwit - Nov. 27th, 2009 08:36 am (UTC) - Expand
Тулуза - cal_len - Nov. 27th, 2009 08:39 am (UTC) - Expand
maryka84
Nov. 27th, 2009 08:57 am (UTC)
Спасибо, очень доходчиво и интересно! Про принцип действия КУС как-то в книге по спецоборудованию читала, там, правда, не так весело, зато картинка была)))

Аватарка классная:) Это Вы на ней?
aviacomment
Nov. 27th, 2009 09:12 am (UTC)
Это Вы на ней?
Прадед мой! )))
Прадед мой! ))) - maryka84 - Nov. 27th, 2009 10:15 am (UTC) - Expand
maximax
Nov. 27th, 2009 09:09 am (UTC)
Здорово. Наконец-то ясность наступила))
А шарфы те, насколько я помню, были очень нежными, чтобы от частого верчения головой шею не натирало?
aviacomment
Nov. 27th, 2009 09:12 am (UTC)
Да, я тоже такое слышал.
nponeccop
Nov. 27th, 2009 09:19 am (UTC)
> Истинная скорость, она же TAS (True Air Speed), она же «скорость по
> узкой стрелке», в отличие от приборной, используется не для безопасного
> пилотирования самолёта, а для навигации.

1) А почему она, а не GS? Я понимаю, что до изобретения GPS и прочих навигационных новшеств TAS была лучшим приближением к GS, но сейчас-то?

2) Я читал, что в жаркую погоду погоду подъемная сила крыла уменьшается, и что этот эффект заметен при взлете и посадке. Как пилоты/компьютер определяют, что уже пора взлетать? По приборной скорости?

3) Умеет ли самолет измерять скорость как автомобиль, по качению колес по полосе?
tranceaddicted
Nov. 27th, 2009 11:26 am (UTC)
1) Естественно, и тогда, и сейчас все навигационные расчеты идут c помощью GS.
2) Всё по той же приборной. Она просто будет немного выше.
3) Для нужд тормозной и противоюзовых систем - да.
(no subject) - nponeccop - Nov. 27th, 2009 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - tranceaddicted - Nov. 27th, 2009 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nponeccop - Nov. 27th, 2009 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tranceaddicted - Nov. 27th, 2009 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nponeccop - Nov. 27th, 2009 12:22 pm (UTC) - Expand
посмотрим табличку - cal_len - Nov. 27th, 2009 12:27 pm (UTC) - Expand
Re: посмотрим табличку - cal_len - Nov. 27th, 2009 12:32 pm (UTC) - Expand
shamanzc
Nov. 27th, 2009 11:08 am (UTC)
Для полного комплекта осталось добавить еще разницу между CAS (Calibrated Air Speed) и IAS (Indicated Air Speed).
Если кратко, то CAS это IAS исправленный на ошибки самого указателя, места расположения точек съема давления и т.п.
После всех поправок приближается к TAS.
Для простоты вроде считают TAS=CAS.
tranceaddicted
Nov. 27th, 2009 11:28 am (UTC)
К TAS CAS приблизится после поправки на плотность воздуха. :) А для простоты можно считать, что IAS=CAS.
IAS=CAS - cal_len - Nov. 27th, 2009 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - shamanzc - Nov. 27th, 2009 01:20 pm (UTC) - Expand
вроде считают TAS=CAS. - cal_len - Nov. 27th, 2009 11:29 am (UTC) - Expand
mefody
Nov. 27th, 2009 11:58 am (UTC)
Надо бы добавить пункт 4. Путевая скорость - это истинная +/- составляющая ветра.
ranger_of_path
Nov. 27th, 2009 05:11 pm (UTC)
Побуду занудой.
Путевая скорость это истинная+составляющая ветра в проекции на плоскость горизонта.
nealar
Nov. 27th, 2009 02:36 pm (UTC)
Понравилось.
c250
Nov. 27th, 2009 02:42 pm (UTC)
спасибо , что дублировали английской терминологией , я не очень знаю русскую терминологию , GS это путевая, интересно , а как будет Density Altitude ? как она влияет на Piston и на некоторые Turboprop aircraft знаю , а как с Airbus или Boeing , и с какой максимальной приходиось взлетать
tranceaddicted
Nov. 27th, 2009 03:22 pm (UTC)
Density altitude - высота по плотности. На джеты влияет так же, в принципе, чем выше - тем меньше тяга.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 73 comments — Leave a comment )