?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Для того, чтобы вдохнуть ещё больше уверенности в завтрашнем дне и благополучном исходе каждого полёта, чиркану пару строк о правилах ETOPS. (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards)

Итак самолёт набрал крейсерскую высоту, пассажиры отстегнули привязные ремни, кто-то встал в проходе, кто-то потянулся в туалет. Остальная часть сладко замерла в предвкушении аперитива.

В кокпите же в эти минуты происходит вот что:
-По цифровым каналам связи запрашивается погода на запасных аэродромах на всю глубину маршрута.
-Выбираются наиболее подходящие из них и заводятся в FMC (Flight Management Computer)
-Из числа заведённых в FMC аэродромов выбирается активный запасной - тот аэродром, на который вслучае каких-либо отказов будет следовать самолёт. (В процессе полёта эти аэродромы чередуют друг друга).
-В FMC заводится маршрут ухода на этот аэродром и схема захода на его рабочую полосу.
-Подготавливаются сборники со схемами захода, открываются на странице активного запасного аэродрома, схемы на бумажных носителях сличаются с подготовленными в FMC.
-Ещё раз уточняется погода именно на этом аэродроме.
-И т.д и т.п.

Может не всё тут понятно неподготовленному человеку, но саму идею, надеюсь, я донёс.
А идея состоит в том, что весь полёт экипаж готовится к самым неблагоприятным сценариям заранее, и в случае возникновения каких-либо осложнений действует не спонтанно, а спокойно и собранно, по "домашней заготовке"

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
muquaribun
Nov. 21st, 2009 06:30 pm (UTC)
Это называется - пожар по плану. Пожар, в смысле переносном :-)
aviacomment
Nov. 21st, 2009 06:54 pm (UTC)
Это называется - пожар по плану
Да, так оно и есть.
maryka84
Nov. 21st, 2009 06:33 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Ждем продолжения:)
cal_len
Nov. 21st, 2009 08:55 pm (UTC)
Аватарка
Аватарка с кошкостью симпатичная, но мне кажется, что для обсуждения сугубо авиационной темы кошкости все же многовато;)
maryka84
Nov. 21st, 2009 06:36 pm (UTC)
Да, и насчет картинки можно поподробнее, please? ;)
aviacomment
Nov. 21st, 2009 06:48 pm (UTC)
Насчет картинки можно поподробнее
Картинку у Гугля спёр, она не совсем правдоподобная. Обычно на западное побережье значительно севернее летают. Бывает вся Гренландия южнее остаётся, а здесь трасса только-только её южную часть черканула. А в остальном - так оно и есть:
Трасса, запасные аэродромы, вокруг запасных трёхчасовые круги. Трасса всегда должна проходить внутри круга одного из запасных.
ll90
Nov. 21st, 2009 06:38 pm (UTC)
Спасибо!
То, что Вы написАли, понятно даже неподготовленному :-)
aviacomment
Nov. 21st, 2009 06:51 pm (UTC)
Понятно даже неподготовленному :-)
Хотел обойтись совсем без аббревиатур, но не получилось. Ну а сократить их число до минимума вроде удалось... )))
it_is_mylive
Nov. 21st, 2009 07:06 pm (UTC)
Спасибо, доктор))) Оч боюсь летать до сих пор, хоть и регулярно летаю.
aviacomment
Nov. 21st, 2009 07:12 pm (UTC)
Оч боюсь летать до сих пор
После развёрнутой здесь широким фронтом терапии Вы либо совсем откажетесь от полётов, либо будете летать почти без страха. )))
alexchorg
Nov. 21st, 2009 07:18 pm (UTC)
страшно не знать. знать не страшно;)
romadm
Nov. 21st, 2009 07:21 pm (UTC)
А еще по ETOPS приходится дополнительное ТО делать. А если аэродром не одобрен Boeing, то после каждой посадки стойки шасси смазывать.

Трудоемкая штука.
aviacomment
Nov. 21st, 2009 07:32 pm (UTC)
Дополнительное ТО
Меня тоже это в своё время у Боинга впечатлило - многие вещи на первый взгляд бессмысленны...
(no subject) - basskonst - Nov. 21st, 2009 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - romadm - Nov. 22nd, 2009 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - basskonst - Nov. 22nd, 2009 09:55 am (UTC) - Expand
myxazzz
Nov. 21st, 2009 07:26 pm (UTC)
все понятно, спасибо)
cuiet
Nov. 21st, 2009 08:16 pm (UTC)
А экстендед ренч — это от скольки?
africo
Nov. 21st, 2009 08:47 pm (UTC)
Это когда до ближайшего подходящего аэропорта с любой точки маршрута более 60 минут (если память не изменяет).
Трёхчасовой ETOPS. - aviacomment - Nov. 22nd, 2009 01:15 am (UTC) - Expand
Четырехчасовой?! - maryka84 - Nov. 22nd, 2009 03:55 am (UTC) - Expand
Re: Трёхчасовой ETOPS. - tnike - Nov. 22nd, 2009 05:44 am (UTC) - Expand
cal_len
Nov. 21st, 2009 08:53 pm (UTC)
ETOPS
В принципе, все понятно, спасибо, Кэптан)))
Только пара вопросов.

А заход на запасной аэродром в случае обнаружения отказа будет осуществляться в автомате, то есть, никаких эволюций штурвалом/сайдстиком не предвидится, т.е. "нажми на кнопку, получишь результат"?)))

И еще. Вот запросили погоду. На примере того же А330, как "скормить" FMC сведения о запасных, куда они там вбиваются, в меню AIRP?

Заранее благодарность от жалкого симмера)))
aviacomment
Nov. 22nd, 2009 01:46 am (UTC)
Re: ETOPS
Примерно так. На Secondary FPL заводится запасной, только RW, без STARа, начинающийся точкой CF и заканчивающийся завершением процедуры GA. В FMGS на странице Perf заводятся ветер и QNH. Тоесть на Secondary FPL у вас "поддежуривает" подготовленный заход. В случае необходимости активируется Secondary FPL from PPos Dir to CF. Уход на запасной в таких случаях осуществляется по прямой, диспетчер просто информируется, и его задача - разгонять все встречные-поперечные на пути вашего следрования. Аэробусовская FMGS довольно сильно отличается от FMS Боинга. Там запасной аэродрома посадки заводится на основном FPL, а на Secondary FPL имеется возможность заводить маршрут ухода на ETOPSовский запасной, и на запасной с ETOPSовского запасного. Т.е у вас подготовлено сразу четыре аэродрома, но это уже перебор. Реально используется три - аэродром посадки, запасной для него - на основном FPL и ETOPSовский на Secondary FPL.
Re: ETOPS - cal_len - Nov. 22nd, 2009 06:18 am (UTC) - Expand
Re: ETOPS - aviacomment - Nov. 23rd, 2009 04:24 am (UTC) - Expand
Re: ETOPS - cal_len - Nov. 23rd, 2009 08:26 am (UTC) - Expand
alex_l_b_s
Nov. 21st, 2009 11:26 pm (UTC)
для тех, кто боится летать
С удовольствием сообщаю о выходе в свет практического руководства "Летаем Без Страха".
Впервые в России издана книга, позволяющая всем желающим ознакомиться с новейшими методиками борьбы с аэрофобией.

Я постарался уместить в эту книгу все свои знания и опыт. В книге приводятся факты о современной авиации, рассматриваются самые распрстраненные заблуждения людей, боящихся летать и приводятся практические советы и методики по достижению спокойного полёта. Приобрести книгу можно уже сейчас в нашем офисе в Москве (350 рублей) , или же заказать ее с доставкой почтой (440 рублей).

подробности и заказы здесь http://letaem-bez-straha.ru/pages/book.html
crevice
Nov. 21st, 2009 11:27 pm (UTC)
Правильная система. А как же наш знаменитый похуизм? Неужели даже на внутренних рейсах эти инструкции всегда точно выполняются?
aviacomment
Nov. 22nd, 2009 12:50 am (UTC)
Инструкции всегда точно выполняются?
В правилах ETOPS нет деления на внутренние и международные. На днях вот летал во Владик - всё тоже самое.
brumka
Nov. 22nd, 2009 12:57 am (UTC)
замечательное объяснение, спасибо.

а как-же при полётах над Тихим океаном? Там ведь наверняка не всегда можно проложить маршрут в пределах часа лёта ор запасного аэропорта?

И ещё, если позволите - маршруты захода ведь уже заложены в базе данных, да? Мне почему-то казалось, что система должна сама выбрать и предложить все ВПП на протяжении маршрута, которые удовлетворяют данному судну. Более того, я бы ещё и ожидал от неё [системы] вносить в такой список поправки исходя из получаемой метеосводки. Или всё ещё не настолько автоматизировано?
aviacomment
Nov. 22nd, 2009 02:44 am (UTC)
Над Тихим океаном
Ответы на 80% Ваших вопросов можно найти в моих комментах за 04:15 и 04:46.
По поводу работы системы - именно так она и работает, как Вы предполагали. Единственное, чего она не делает, так это не вносит никаких поправок в зависимости от погоды. Это прерогатива экипажа.
c250
Nov. 22nd, 2009 03:16 am (UTC)
Я конечно прошу прощение капитан но самолет наверное набрал высоту и стал крейсерскую скорость ,.(поправте если не прав, просто интересно)
вопрос : вы перед вылетом с погодой знакомитесь, и prog. или по ходу дела ? Я конечно не летаю рейсовыми,но я летаю по 1000-2000 миль cross country я чертас два сдвинусь с места пока не проверю от Radar , Sig/AIRMET до Metar/TAF и еще часто пользуюсь Pilot Report , насколько я в курсе FMC нелегальная штуковица ? или уже Appr.IFR ?
aviacomment
Nov. 22nd, 2009 03:47 am (UTC)
FMC нелегальная штуковица
Самолёт набирает высоту на постоянной приборной скорости до достижения числа М. Далее стабилизируется М, а приборная потихонечку падает. К достижению крейсерской высоты самолётом уже достигнут крейсерский Мах.
По поводу FMS (FMGS на аэробусах)- это и есть FMC. FMC структурно входит в FMS, которая является основной навигационной системой.
По поводу перечисленной Вами документации - всё это мы тоже изучаем перед полётом.
c250
Nov. 22nd, 2009 04:24 am (UTC)
спасибо ,
вот читаю интересно ,так вы там особо не розслабляйтесь
http://www.dailytelegraph.com.au/news/breaking-news/tiny-neutron-may-have-forced-down-jet/story-e6freuyi-1225799279734
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 59 comments — Leave a comment )